Материал для обсуждения
О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.
Проектная записка.
Состояние современного российского гражданского общества, идущие в нем качественные изменения, перемены в функционировании государства, порождающие новые вызовы и задачи развития этого общества, требуют новых подходов к анализу актуальных проблем этого развития, выработке соответствующих интегрированных целей и задач – разработки стратегии развития гражданского общества.
Постановка такой задачи – не дань очередной моде на разработку стратегий развития в различных областях общественной и государственной жизни. Скорее разработка таких стратегий – осознанная или не вполне реакция на качественные изменения в различных сторонах развития нашей страны. Завершение постсоветского периода развития нашей страны, переход к развитию на основе новых закономерностей потребовал определенного подведения итогов предшествующего развития, осознания новых проблем и закономерностей развития в соответствующих областях общественной и государственной жизни, постановки новых целей и задач, а также комплексных, интегрированных подходов к решению. Эта ситуация в полной мере относится и к развитию гражданского общества.
Постсоветский период знаменовался кардинальными переменами в российском гражданском обществе, в его взаимоотношениях с властью.
Значимо возросла гражданская активность. В то же время меняются сами основания гражданской активности. Существенно снизилось влияние традиционных механизмов формирования идеологических и ценностных предпочтений. При этом возросла роль самостоятельного выбора ценностной картины мира. Социологи фиксируют складывание ценностного ядра современного российского общества: патриотизм, демократия, социальная справедливость.
Эти процессы – предпосылка для дальнейшего развития гражданской активности, формы проявления которого будут в большой мере определяться как умонастроениями активной части гражданского общества, мерой его интеграции в общественную, экономическую и политическую жизнь, так и институциональными возможностями реализации их ценностных предпочтений и разносторонних интересов.
За последние годы сложилась сеть структур организованного гражданского общества: Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные советов при федеральных и региональных органах исполнительной власти, общественные советы при муниципальных образованиях. Эти структуры с разной степенью эффективности выполняют функцию взаимодействия власти и общества: представительства интересов гражданского общества, экспертизы законодательных и нормативных актов, решений органов исполнительной власти, общественного контроля. Можно констатировать, что в нашей стране уже сложились вполне определенные нормы взаимодействия власти и общества: широкий разноуровневый диалог власти и общества, все больший учет мнений организованного гражданского общества при решении значимых экономических, социальных и государственных проблем.
За этот же период в нашей стране сформировалась сеть НКО, действующих в различных секторах экономической и социальной деятельности. В ряде этих секторов роль НКО становится значимым фактором. Одновременно получили развитие самоорганизованные, достаточно массовые общественные движения, формирующиеся, прежде всего, в целях преодоления последствий крупных природных катастроф, а также других негативных общественных явлений, затрагивающих высокозначимые ценности активных россиян.
Одновременно усилилось влияние гражданского общества на различные стороны общественной и государственной жизни. Реакция активной части гражданского общества в большой мере влияет на восприятие всем обществом решений государственной власти и, следовательно, на эффективность реализации этих решений. Решение наиболее актуальных проблем развития нашей страны: борьба за повышение качества государственного управления и против коррупции; формирование гражданской нации и преодоление напряжений в межнациональных и межконфессиональных отношениях; модернизация экономики, переход к новой модели экономического роста. Все они невозможны без повышения участия структур гражданского общества, без интеграции в общественную жизнь активных и ответственных граждан, повышения их разносторонней активности.
В последнее время явно возрос уровень требований гражданского общества к своему участию при принятии решений в самых разных областях жизни общества и государства. Складывается явный запрос на участие гражданского общества. Действует максима: решение без нас, не для нас.
Достигнутый уровень развития отечественного гражданского общества, вызовы и задачи его дальнейшего развития, требования к его участию в решении наиболее значимых проблем экономического, социального и политического развития России обусловливают необходимость к переходу на качественно новый уровень развития российского гражданского общества. Представляется, что этот новый уровень может быть охарактеризован через новый социальный контракт между властью и гражданским обществом – ответственное партнерство в развитии России.
Выход на этот новый уровень требует мобилизации собственного потенциала российского гражданского общества, его наличных и потенциальных ресурсов; установления качественно нового уровня взаимодействия между властью и обществом; создание обновленной институциональной среды, позволяющей использовать государственные ресурсы для развития гражданского общества.
Ценности социальной активности, солидарности и ответственности должны стать подлинной основой функционирования гражданского общества России. Имплементация этих ценностей достаточно массовыми группами российского гражданского общества позволит изменить возможности участия гражданского общества в решении наиболее значимых проблем общественного развития. Жалобы, обращения к власти, характерные скорее для подданных, должны смениться преобладанием гражданской активности, партнерством в решении актуальных проблем развития и общественным контролем за соблюдением структурами власти общественных интересов.
Решение всего этого комплекса взаимосвязанных задач, в свою очередь, требует современного программно-целевого подхода к их решению – разработки стратегии развития гражданского общества.
В рамках разработки этой стратегии должны быть решены следующие задачи:
• Охарактеризованы результаты предшествующего развития российского гражданского общества;
• Выявлены ключевые проблемы и барьеры на пути дальнейшего развития гражданского общества;
• Рассмотрены взаимозависимости между развитием гражданского общества, с одной стороны, и уровнем решения приоритетных задач экономического, социального и политического развития России, с другой;
• Заданы требования эффективного функционирования различных социальных подсистем к уровню и характеру развития гражданского общества;
• Сформулированы цели и задачи дальнейшего развития гражданского общества, отвечающие как нуждам собственного развития гражданского общества, так и требованиям дальнейшего развития страны;
• Определены приоритетные направления развития гражданского общества, обеспечивающие реализации целей и задач стратегии;
• Созданы модели социальных механизмов гражданской консолидации, стимулирования активности и ответственности различных слоев и групп российского общества, их интеграции в систему институтов России;
• Разработаны институциональные средства стимулирования участия граждан, структур гражданского общества в решении приоритетных целей и задач развития нашей страны;
• Созданы модели экономических механизмов, направленных на расширение участия граждан и структур гражданского общества в оказании социальных услуг, на решение социально-экономических проблем.
Принципиально важно, чтобы разработка стратегии развития гражданского общества стала его общим делом, средством консолидации гражданского общества на базе ценностей общественной активности, солидарности и ответственности. Это должны быть стратегия гражданского общества, для гражданского обществ, разработанная и затем реализованная посредством гражданского общества.
Представляется, что организация разработки Стратегии должна соответствовать его целям и задачам.
Представляется целесообразным, чтобы решение о разработке Стратегии развития гражданского общества, о создании соответствующей совместной рабочей группы было принято совместным решением Совета Общественной палаты Российской Федерации и Президиума Совета общественных палат России.
Рабочая группа призвана разработать и представить на общественное обсуждение Концепцию Стратегии развития гражданского общества. Цель широкого общественного обсуждения - выработка контуров согласия гражданского общества относительно концептуальных положений стратегии, ее целей, задач и приоритетов, требований и подходов к созданию институциональных инструментов и социально-экономических механизмов стимулирования гражданской активности и ответственности, участия структур гражданского общества в решении приоритетных задач развития страны.
Концепция Стратегии развития гражданского общества должны быть принята совместным решением Общественной палаты Российской Федерации и Совета общественных палат России. Одновременно должны быть созданы рабочие группы по разработке отдельных разделов Стратегии. Координацию их работы, обеспечение концептуальной целостности Стратегии должна обеспечивать Рабочая группа, осуществлявшая разработку Концепции.
Обсуждение проекта Стратегии развития гражданского общества, его отдельных разделов должно приобрести возможно более широкий характер, формируя аудиторию обсуждения с учетом структуры ее интересов. Результат общественного обсуждения - проект Стратегии развития гражданского общества России.
Принятие Стратегии должно осуществляться с участием широкого числа представителей гражданского общества, различных его структур и групп интересов. На этой стадии важно участие политического руководства страны, представителей органов государственной власти и управления, которые призваны зафиксировать взаимные обязательства власти и гражданского общества, легитимировать новый социальный контракт.
Иосиф Дискин